7.4 «В начале было Слово» (Ин.1,1-3)

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога.
Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин.1,1-3).

Эти стихи, если подумать, лишь подтверждают выводы, сделанные в предыдущем параграфе, хотя, вероятно, нет другого такого места, которое бы так часто не бралось для доказательства того, что Иисус Христос существовал до Своего рождения на небе. Правильное понимание этих стихов основывается на правильном понимании слова «Слово». Оно не может означать личность, потому что личность не может быть «у Бога» и одновременно быть Богом. Греческое слово «логос», переведенное здесь как «Слово», само по себе не равнозначно «Иисусу». Обычно оно переводится, как «слово», но встречаются и другие переводы:

                               Вина

 

Сосчитаться

Отчет

Молва

Происшедшее

Мнение

Учение

Рассуждение

Значить

Дело

О «слове» говорится «Он» только потому, что в греческом языке оно мужского рода. Но это совсем не означает, что оно относится к какому-нибудь человеку, Иисусу, например. В немецком языке, как и в русском, «слово» – среднего рода, а потому и написано: “das Wort”. Во французском – женского (“la parole”).

«В начале»
«Логос», строго говоря, может означать внутренние мысли, выраженные в словах или же в действии. И этот «логос» был с самого начала у Бога. Сфокусированный на Христе. Мы уже видели, как Божий Дух воплощает мысли Божии, где между словом Божиим и Его Духом существует тесная и неразрывная связь (см. Занятие 2.2). Божий Дух с самого начала участвовал в делах людей, а также вдохновлял к написанию Божия слова с мыслью о Христе, что объясняет такое изобилие образов Иисуса Христа в Ветхом Завете. Однако, это совсем не означает, что Иисус Христос был этим «Словом», «словом» была Божия цель достижения спасения через Христа. «Логос» («Слово») – очень часто встречающееся название самого благовестия, Евангелия о Христе – «слово Христово» (Кол.3,16 ср. с Мф.13,19; Ин.5,24; Деян.19,10; 1Фес.1,8 и т.д.). Обратите внимание, что «логос», слово Христово и о Христе, а не Он Сам. Когда Иисус Христос родился, это «слово» обрело плоть и кровь – оно «стало плотию» (Ин.1,14). Иисус был словом ставшим плотью, но не самим словом. Он стал «словом», родившись от Марии, ранее не существовав.
Мысль об Иисусе Христе была у Бога с самого начала, однако явилась, воплотилась в родившемся Христе и благовестии Евангелия о Нем, только в первом столетии. Так Бог говорил нам слово Свое во Христе (Евр.1,1,2). Еще и еще раз в Библии подчеркивается, что Иисус Христос говорил слова Божии и творил чудеса по слову Его, лишь для того чтобы явить Его нам (Ин.2,22; 3,34; 7,16; 10,32,38; 14,10,24).
Павел повиновался заповеди Христа идти «по всему миру» проповедовать Евангелие, которое было проповедью «Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано, но которая ныне явлена… (и) возвещена всем народам» (Рим.14,24-25 ср. с 1Кор.2,7). Вечная жизнь для людей стала возможной лишь благодаря Иисусу Христу (Ин.3,16; 6,53), однако о том, что она станет возможна для них через жертву Христову, Бог знал с самого начала. А людям это стало явно лишь после рождения и смерти Иисуса. Вечную жизнь «обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен, а в свое время явил Свое слово в проповеди» предназначенной всем народам (Тит.1,2,3). Вы помните, что и пророки были «от века» (Лк.1,70) потому, что говорили, возвещали миру бывшее «от века» слово Божие.
В притчах Христовых много явлено всего подобного. Таким образом Он исполнил о Себе пророчество, записанное Исаией: «отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира» (Мф.13,35). И в этом смысле слово в начале было у Бога, чтобы потом стать плотью в рождении Иисуса Христа.

«Слово было Бог»
Теперь рассмотрим, что означает, «Слово было Бог».
Наши мысли, наши желания составляют наше собственное «я». «Я собираюсь в Лондон», - сказанное мною «слово», являет мое желание и мое намерение. Божия цель во Христе, должна пониматься точно так же. «Каковы мысли в душе его (человека), таков и он» (Пр.23,7). Каковы мысли Божии – таков и Он Сам – «Слово было Бог». По этой причине Сам Бог и Его слово, в принципе, одно и то же. Писаниям свойственны такие места, как Пс.28,8: «Глас Господа потрясает пустыню; потрясает Господь пустыню». У пророков расхожая фраза, типа: «Но вы не слушали Меня, говорит Господь» (Иер.25,7), что на самом деле означает – «Вы не слушали Моих слов, сказанных через пророков». Для Давида слово Божие было светильником и светом (Пс.118,105), однако он же размышлял о том, что Сам Господь светильник его, что Господь просвещает тьму для него (2Цар.22,29), показывая тем самым равнозначность между Богом и Его словом. Олицетворение Божиего слова с Ним Самим вполне логично и понятно, т.е. когда о слове Божием говорится, как о Нем Самом (см. Приложение 5, «Персонификация»).
Слово Божие есть истина (Ин.17,17), потому Сам Бог «есть истинен » (Ин.3,33; 8,26; 1Ин.5,10). Так же и Иисус Христос настолько был соединен со словом Божием, что говорил: «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин.12,48). Он говорил о Своем слове, как о Самом Себе. Его слова были персонифицированы, потому что представляли Его Самого.
Как о личности, говорится и о слове Божием в Ин.1,1-3. «Все чрез Него начало быть» (Ин.1,3), т.е. через Слово, через Бога, Который «в начале сотворил» всё (Быт.1,1). Бог и Его слово – одно и то же. И что самое главное из всего этого, так это то, что Бог, через Свое слово, вселяется в сердца наши, становясь частью нас, нашего «я».
Из первой главы книги Бытие видно, что Творцом всего был Сам Бог, а не Христос. Все сотворило «Слово», а не Сам Христос (Ин.1,1-3). «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их… ибо Он сказал,  - и сделалось» (Пс.32,6,9). Даже сейчас всё в природе поддерживается словом Божиим: «Посылает слово Свое на землю; быстро течет слово Его… дает снег… пошлет слово Свое, и все растает» (Пс.147,4-7).
Слово Божие, обладающее такой созидательной силой, зачало во чреве Марии Иисуса, проявившись в воздействии Духа Святого (Лк.1,35). И Мария хорошо понимала это: «Да будет мне по слову твоему» (Лк.1,38).
Мы уже видели, что Божие Слово/Дух в Ветхом Завете отражает Его Самого, Его мысли и намерения. Истинность этого хорошо видна из Деян.13,27, где Иисус Христос приравнивается к словам Ветхого Завета - Иудеи «сего (т.е. Иисуса Христа) не разумевши, и гласы пророческие…» Когда родился Иисус Христос, все Божие Слова, весь Дух Его, сфокусировались на Нем. Вдохновенный Апостол Иоанн писал о том, как Божия жизнь вечная была явлена во Христе – так, что они могли видеть ее и ощущать. Он писал об этом, поняв, что у них была возможность осязать руками Слово Божие, Его спасение явленное во Христе Иисусе (1Ин.1,1-3). Однако и мы, хотя и не имея возможности видеть глазами Иисуса Христа, можем радоваться истинному ведению Его, зная, что Богу угодно даровать нам чрез Него жизнь вечную (1Пет.1,8,9). Каждый из нас должен спросить себя, а знаю ли я по-настоящему Христа? Знания того, что когда жил такой хороший человек, как Иисус, тут недостаточно. Он познается, как наш Спаситель, лишь через постоянное с молитвой чтение Библии и крещение во имя Его.

Послесловие
Слова, «в начале было Слово», возможно также, относится к вере Иудеев, что Тора (Пятикнижие Моисея) была написана до сотворения мира. Однако главное то, о чем сказано в Ин.1,1-3 это то, что слово Божие пророчествовало об Иисусе Христе, то, что Бог с самого начала думал о Нем (ср. с Лк.1,70).


Luther version

Segond version

  Буквально – «истина».

 

Часть 1: "Благовествующая о Царствии Божьем"


Глава 1: Бог
Введение | Существование Бога | Личность Бога | Имя и характер Бога | Ангелы | Отступление "Бог есть Дух", Использование Божьего Имени, Проявление Бога) | Вопросы
Глава 2: Божий Дух
Определение | Богодухновенность | Дары святого Духа | Изъятие даров | Библия – единственный авторитет | Отступление Святой Дух – это личность?, Принцип олицетворения, Кальвинизм, "И получите дар Святого Духа", "Уверовавших же будут сопровождать сии знамения") | Вопросы
Глава 3: Обетования Бога
Введение | Обетования в Эдеме | Обетование Ною | Обетование Аврааму | Обетования Давиду | Отступление: Разрушение небес и земли, Притязания "Британского Израилизма") | Вопросы
Глава 4: Бог и смерть
Природа человека | Душа | Дух человека | Смерть есть бессознательное состояние | Воскресение | Суд | Место вознаграждения: небо или земля? | Ответственность перед Богом | Ад | Отступление: Чистилище, Духи и перевоплощение, Природа нашего Воскресения, "Вознесение" | Вопросы
Глава 5: Божие Царство
Определение Царства | Сейчас Царство не установлено | Царство Божие в прошлом | Царство Божие в будущем | Тысячелетнее Царство Христа | Отступление: Буквальность Царства, Краткие сведения об истории Израиля | Вопросы
Глава 6: Бог и грех
Бог и грех | Дьявол и сатана | Бесы (демоны) | Отступление: Колдовство (знахарство), Что произошло в Эдеме?, Люцифер, Искушение Иисуса, "Война на Небе") | Вопросы

Часть 2: "Благовествующая…о имени Иисуса Христа" (Деяния 8:12)

Глава 7: Происхождение Иисуса
Пророчества Ветхого Завета от Иисуса | Рождение от непорочной Девы | Место Христа в Божьем плане | "В начале было Слово" | Отступление: Исторический Иисус, "Я сошел с Небес", Создал ли Иисус землю?, "Прежде нежели был Авраам, Я есмь…", Мелхиседек | Вопросы
Глава 8: Природа Иисуса
Введение | Различия между Богом и Иисусом | Природа Иисуса | Человечность Иисуса | Родство Бога с Иисусом | Отступление: "Будучи образом Божиим" | Вопросы
Глава 9: Дела Иисуса
Победа Иисуса | Кровь Иисуса | Жертвоприношение | Иисус как наш представитель | Иисус и Закон Моисея | Суббота | Отступление: Распятие, Действительно ли Иисус родился 25 декабря) | Вопросы
Глава 10: Крещение в Иисусе
Жизненно-важная необходимость крещения | Обряд крещения | Значение крещения | Крещение и спасение | Отступление: Повторное крещение, Необходимый уровень знаний до принятия крещения, Разбойник на кресте, Примерный обряд крещения | Вопросы
Глава 11: Жизнь во Христе
Введение | Святость | Применение силы | Политика | Мирские радости | Изучение Библии | Молитва | Проповедование | Экклесиальная жизнь | Преломление хлеба | Супружество | Общение | Вопросы

индекс