Из Занятий 2.1 и 2.2 мы должны были уяснить, что понятие «Дух Божий» тесно связано с Его могуществом, Его силой, которая многообразно являет Его волю, Его «ум». Именно потому, что Божий Дух так ярко отражает Самого Бога, многие решили, что Дух Божий также является личностью, Богом. Если Вы внимательно прочитали всё выше сказанное о Духе Божием, то Вы без труда поймете, что разум и сила не являются личностью, хотя и являют ее. Электричество – управляемая сила, которая может производить определенную работу, хотя оно и не личность. Любовь может являться яркой, определяющей характеристикой некоей личности, при этом совсем не являясь этой личностью. Божий Дух являет Его любовь, как неотъемлемую часть присущих Ему качеств и может также производит работу, однако это не означает, что всё это является другой личностью отдельно от Бога.
Очевидная нелепость такого предположения (что Дух является личностью) бросается в глаза. И все же с удивлением приходится признать, что большинство «Христиан» верят в «Троицу», где, как утверждается, переплетено три бога, которые каким-то образом одинаковы: Бог Отец, Бог Дух Святой и Бог Сын. Те же самые люди утверждают, что Бог не является личностью, и признают за Бога, за личность, Его Дух. Ничем не объяснимое противоречие, ибо тогда получается, что Отцом Иисуса Христа был Дух Святой.
Поскольку слово «Троица» нигде не встречается в Библии, есть веские основания считать, что это понятие просочилось в Христианство от язычников. Приняв вместо единого Бога Троицу, Христианство вынуждено было пойти дальше и принять также представление о Божием Духе/силе, как о личности, являющейся также Богом, но, так сказать, не Самим Богом. Если же постараться узнать у верующих, почему они все же в нее верят в такую неразумную, а потому и непонятную чушь, то в ответ можно будет услышать что-то о «тайне», связанной с Богом, которую человеку нужно принимать просто на веру безо всякого разумения.
Такой ответ полностью игнорирует те места Нового Завета, где говорится о действительной тайне Божией явленной (т.е. открытой!) через слово и дело Христа:
«Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей» (Рим.11,25);
«Проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны» (Рим.14,24);
«Говорю вам тайну…» (1Кор.15,51);
«Открыв нам тайну Своей воли» (Еф.1,9; 3,3);
Проповедью Павла было «возвещать тайну благовествования» (Еф.6,19; Кол.4,3), «тайну… ныне… открытую святым Его» (Кол.1,26,27).
Все это подчеркивает, что ныне не осталось никаких неоткрытых Богом тайн, касающихся основ учения. Если они и есть, то только для тех, кто до сих пор все еще находится во мраке невежества. И неужели таких людей не пугает то, что Библия называет великую лжерелигию, «тайна, Вавилон великий» (Откр.17,5), где явно подразумевается, что в основе ее верований лежит «тайна»? Однако настоящим верующим известна «тайна» сей блудницы (Откр.17,7).
Подобные смутные речи можно услышать только от тех, кто строит свое представление о Боге на чисто человеческих измышлениях и чувствах, столь же смутных сколь и неопределенных («кто ясно мыслит – тот ясно излагает»).
Если мы по-настоящему хотим принять учение Слова Божия, то для этого необходимо обращаться только к нему.
Ни один из Библейских благовестников не прибегал к помощи подобных «таинственных» объяснений: «Это – тайна великая, которую вам невозможно постичь». Наоборот, они увещевали и назидали народ, вынуждая его самого сделать логичные и разумные выводы из Писаний.
Проповедуя те азы благовестия, о которых мы говорим в наших занятиях, «Павел, по своему обыкновению… говорил с ними из Писаний, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых» (Деян.17,2,3). Здесь, как мы видим, не было ничего больше, кроме основанных на Библии доказательств, которые открывались Павлом по его обыкновению, т.е. по привычному и присущему ему стилю проповеди (см. также Деян.18,19). Так же и в Коринфе Павел не изменяя своей привычке, «говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов» (Деян.18,4). Обращенные Павлом, уверовали слушая ясные, разумные, твердо основанные на Библии, доказательства Павла. Для их обращения не понадобилось никаких «видений Иисуса рядом с моей кроватью», «встречи с Господом однажды вечером», или же «внезапно нахлынувших неописуемых чувств».
Также обратите внимание на то, что здравым убеждением благовестия, как о том говорит Богодухновенное писание, всегда «противились и злословили». А потому Павел и Варнава «убеждали…» народ в Антиохии (Деян.13,43), а в Иконии «говорили так, что уверовало великое множество» (Деян.14,1).
Когда Павел стоял на суде, от которого зависела его жизнь, та же, присущая ему вдохновенная логика, заставляла его «говорить о правде, о воздержании и о будущем суде», да так убедительно, что его циничный и жестокий судья «пришел в страх» (Деян.24,25).
Наше обращение, основанное на веских и логических доказательствах, помогает нам логично и веско отвечать на любой вопрос, о нашей надежде и о нашем учении:
«Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ» (1Пет.3,15).
По правде говоря, разговоры о личных чувствованиях и переживаниях мало дают представления об уповании. Постоянные упоминания «чувств» и «личных ощущений» многих «евангелистов», убеждают в том, что они не «готовы» дать «ответ» в своем «уповании». У таких «Христиан» даже выработался новый лексикон, с тем чтобы можно было «рассказать другим, что сделал Господь в моей жизни». Подобные побасенки о чисто личных ощущениях сильно противоречат словам Павла, который как никто из людей, «имел личное общение с Иисусом», «ибо, - как говорил он, - мы не себя проповедуем, но Христа» (2Кор.4,5).
В связи со всем выше сказанным, становится очевидно, что почитать Божий Дух за личность, являющейся одновременно Самим Богом и не Богом, потому что это «тайна», к которой не применимо здравое и рациональное мышление, совершенно не вяжется со стройным, логичным и здравым учением Библии. Павел, призывая верующих посвятить себя Богу, писал о «разумном служении» Ему, употребляя здесь греческое слово «логикос», от которого происходит слово «logikoV», «логика» (Рим.12,1). Если из чтения Писаний мы не извлекаем для себя ничего «разумного», то такое чтение становится бесполезным, легким времяпрепровождением, чем-то вроде хобби. Именно такое место Библия занимает среди другой «Христианской» литературы у многих так называемых «Христиан».
Впрочем те, кто верит, что Дух Божий это личность (да будет сказано в защиту их) ищут в Библии основания для своей веры, и находят места, в которых о Духе Божием говорится, как о личности. Например, как об «Утешителе» в Ин.14-16, или же об «огорчении» Его.
В Занятии 4.3 мы покажем, что человеческий дух может возмущаться (Деян.17,16), смущаться (Быт.41,8) или же радоваться (Лк.10,21). О человеческом «духе», о самой его сущности, побуждающей человека к действию также, говорится, как об отдельно существующей личности. Что на самом деле далеко не так, как и то, что можно услышать о Духе Божием.
Так же надо заметить, что в Библии часто используется прием «персонификации», или же олицетворения, когда об абстрактном понятии, таком например, как премудрость, говорится как о личности, как о женщине (Пр.9,1), тем самым давая нам полное представление о человеке, обладающем ею. «Премудрость» не может существовать отдельно от человека, от его мозга, его ума. Здесь используется литературный прием «персонификации», о котором подробнее изложено в Приложении 5.
Глава 1: Бог
Введение | Существование Бога | Личность Бога | Имя и характер Бога | Ангелы | Отступление "Бог есть Дух", Использование Божьего Имени, Проявление Бога) | Вопросы
Глава 2: Божий Дух
Определение | Богодухновенность | Дары святого Духа | Изъятие даров | Библия – единственный авторитет | Отступление Святой Дух – это личность?, Принцип олицетворения, Кальвинизм, "И получите дар Святого Духа", "Уверовавших же будут сопровождать сии знамения") | Вопросы
Глава 3: Обетования Бога
Введение | Обетования в Эдеме | Обетование Ною | Обетование Аврааму | Обетования Давиду | Отступление: Разрушение небес и земли, Притязания "Британского Израилизма") | Вопросы
Глава 4: Бог и смерть
Природа человека | Душа | Дух человека | Смерть есть бессознательное состояние | Воскресение | Суд | Место вознаграждения: небо или земля? | Ответственность перед Богом | Ад | Отступление: Чистилище, Духи и перевоплощение, Природа нашего Воскресения, "Вознесение" | Вопросы
Глава 5: Божие Царство
Определение Царства | Сейчас Царство не установлено | Царство Божие в прошлом | Царство Божие в будущем | Тысячелетнее Царство Христа | Отступление: Буквальность Царства, Краткие сведения об истории Израиля | Вопросы
Глава 6: Бог и грех
Бог и грех | Дьявол и сатана | Бесы (демоны) | Отступление: Колдовство (знахарство), Что произошло в Эдеме?, Люцифер, Искушение Иисуса, "Война на Небе") | Вопросы
Глава 7: Происхождение Иисуса
Пророчества Ветхого Завета от Иисуса | Рождение от непорочной Девы | Место Христа в Божьем плане | "В начале было Слово" | Отступление: Исторический Иисус, "Я сошел с Небес", Создал ли Иисус землю?, "Прежде нежели был Авраам, Я есмь…", Мелхиседек | Вопросы
Глава 8: Природа Иисуса
Введение | Различия между Богом и Иисусом | Природа Иисуса | Человечность Иисуса | Родство Бога с Иисусом | Отступление: "Будучи образом Божиим" | Вопросы
Глава 9: Дела Иисуса
Победа Иисуса | Кровь Иисуса | Жертвоприношение | Иисус как наш представитель | Иисус и Закон Моисея | Суббота | Отступление: Распятие, Действительно ли Иисус родился 25 декабря) | Вопросы
Глава 10: Крещение в Иисусе
Жизненно-важная необходимость крещения | Обряд крещения | Значение крещения | Крещение и спасение | Отступление: Повторное крещение, Необходимый уровень знаний до принятия крещения, Разбойник на кресте, Примерный обряд крещения | Вопросы
Глава 11: Жизнь во Христе
Введение | Святость | Применение силы | Политика | Мирские радости | Изучение Библии | Молитва | Проповедование | Экклесиальная жизнь | Преломление хлеба | Супружество | Общение | Вопросы