Общепринято представлять ад в виде места наказания беззаконных «бессмертных душ», которые будучи отвергнуты, попадают в место мучений сразу после смерти. Однако Библия говорит, и мы в это твердо верим, что ад – это та же могила, куда после смерти отправляется всякий человек.
Еврейское слово, переводимое как «ад» – «шеол» – и означает «скрытое, покрытое место». В русском переводе слову «шеол» также соответствует слово «преисподняя», несущее в себе первоначально заложенный в это слово смысл. Также оно иногда переведено, как «гроб», или «могила». Один, два примера должны навсегда подорвать общепринятое представление об аде (шеоле), как о месте мучений.
Представление об аде, как о месте наказания за беззакония и грехи не вяжется с тем, что праведники могут сходить туда и выходить оттуда. И Ос.13,14 подтверждает это: «От власти ада (шеол) Я искуплю их (народ Божий), от смерти избавлю их». И эти слова цитируются в 1Кор.15,55 в связи с воскресением в пришествие Христово. Также и в видении второго воскресения (см. Занятие 5.5) «смерть и ад отдали мертвых, которые были в них» (Откр.20,13). Обратите внимание на равнозначность смерти с адом, преисподней и могилой (см. также Пс.6,6).
Слова Анны, записанные в 1Цар.2,6, однозначны: «Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю (шеол) и возводит». Ну, а потому что преисподняя это гроб или могила, то праведные будут возведены оттуда в воскресение к жизни вечной. А потому можно войти туда и выйти. Лучший пример тому – пример Иисуса Христа, Которого «не оставлена душа в аде и плоть Его не видела тления» потому, что Он был воскрешен (Деян.2,31). Обратите внимание на связь между «душой» Христа и Его «плотью». То что Его «плоть», Его тело не было оставлено в аде, говорит о том, что оно было там некоторое время, а именно, три дня. И уже одно то, что Сам Христос сходил в «ад», является доказательством того, что туда идут не только одни грешники.
В «ад», или в могилу, идут как плохие так и хорошие люди. Так для Иисуса Христа «назначили гроб со злодеями» (Ис.53,9). Так же вспомните о праведниках, Иакове (Быт.37,35; 42,38) и Давиде (2Цар.12,23).
Богом установлено так, что наказание за грех – это смерть (Рим.6,23; 8,13; Иак.1,15). Мы уже видели, что смерть – это совершенно бессознательное состояние, а значит грех приносит полное истребление, уничтожение, а не вечное мучение (Мф.21,41; 22,7; Мк.12,9; Иак.4,12), точно также, как это было при потопе (Лк.17,27,29), и как во времена гибели Израильтян в пустыне (1Кор.10,10). Во всех этих случаях грешники умирали, а не обрекались на вечные муки. А потому нереально, чтобы грешники и беззаконные наказывались вечным существованием в муках и страданиях.
Также мы уже видели, что Бог не вменяет греха, когда человек никогда не слышал Его слова (Рим.5,13). Такие так и останутся мертвыми. Те же, которые слышали и знали заповеди, требования Божии будут воскрешены и судимы в пришествие Христово. Грешники будут наказаны смертью, потому что именно смерть является наказанием за грех. Т.е. после суда они снова умрут, но на этот раз уже навсегда. «Это – смерть вторая», как она называется в Откр.2,11 и Откр.20,6,14. Эти люди когда-то жили и умерли, и были воскрешены для суда Христова, и были снова наказаны второй смертью, которая, подобно первой, является совершенно бессознательным состоянием, которое теперь будет длиться для них вечно.
Именно в этом смысле наказание за грех «вечно», ибо их смерти уже не будет конца. Оставаться мертвым навсегда – это и есть вечное наказание. Яркий пример, подтверждающий эту мысль можно найти во Вт.11,4, где об истреблении Богом войска фараона говорится, как об истреблении, продолжающемся до сих пор, как о войске, которое больше никогда не принесет вреда Израилю: «Он потопил в водах Чермного моря… и погубил их Господь Бог даже до сего дня».
Даже в древнейшие ветхозаветные времена люди знали о воскресении в последний день, после которого знавшие Бога грешники возвратятся обратно в могилу, ибо Господь «даже нечестивого блюдет на день бедствия» (Пр.16,4). Одна из притч Христовых говорит об «избиении» (буквально, «убиении») нечестивых врагов Его в пришествие Его (Лк.19,27), а это мало напоминает о вечных мучениях. Впрочем, в любом случае такое наказание (вечные муки) было бы несоразмерным – вечное наказание за примерно 70-ти летнюю деятельность. Бог не хочет смерти беззаконника, Он не желает наказывать его, а потому вечное наказание для него, кажется маловероятным (Иез.18,23,32; 33,11 ср. с 2Пет.3,9).
Отступившее от истины Христианство связывает «ад» с огнем и мучениями, что резко противоречит учению Библии на этот счет. «Как овец заключает их в преисподнюю (шеол), смерть будет пасти их» (Пс.48,15) вызывает картину довольно мирную, покойную, полную забвения. Несмотря на то, что душа, или плоть, тело Христово три дня пробыло в аду, оно не подверглось тлению (Деян.2,31). А тление с огнем несовместимы. В Иез.32,25-30 дается картина мирного отхода в могилу, в преисподнюю сильных и славных героев того времени: «Не должны ли и они лежать с падшими героями необрезанными, которые… сошли в преисподнюю и мечи свои положили себе под головы… они лежат с необрезанными и сошедшими в могилу». Здесь упоминается обычай хоронить воинов с оружием их, кладя его под головы мертвых. И это – описание могилы-преисподней, о чем свидетельствует и взаимозаменяемость этих слов. Они лежат там до сих пор, что мало вяжется с присутствием там огня. Вполне осязаемые вещи, такие как меч, идут вместе с людьми в то же место, в преисподнюю, а это значит, что это место не является местом духовного мучения. Также и Петр говорил нечестивому, что серебро его погибнет вместе с ним (Деян.8,20).
Также и рассказ об Ионе противоречит представлению о преисподней, как о месте огненном или месте духовных мук. Проглоченный большим китом, «помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита и сказал, к Господу воззвал я в скорби моей… из чрева преисподней я возопил» (Иона 2,2,3). Здесь преисподняя – чрево кита, которое было воистину «сокрытым местом», преисподней, шеолом для Ионы. Ясно, что здесь нет места огню, а потому душа Ионы и была изведена из ада (гл.2,7), когда кит изверг его, что, кстати сказать, является ярким прообразом Иисуса Христа (см. Мф.12,40).
Образный огонь
И все же в Библии часто встречается упоминание вечного огня, как образа гнева Божия, как образа полного уничтожения грешников от лица Господня. Так вечным огнем были наказаны города Содом и Гоморра (Иуда 7), в которых полностью были истреблены все обитатели их. Ныне от них остались одни руины, покрытые водами Мертвого моря, что совершенно не вяжется с представлением буквальности «огня вечного». Точно такой же огонь было обещано зажечь и в Иерусалиме, дабы наказать его за все его беззакония: «А если не послушаете Меня… то возжгу огонь в воротах его, - и он пожрет чертоги Иерусалима и не погаснет» (Иер.17,27). И в то же время о Иерусалиме говорится, как о центре будущего Царства (Ис.2,2-4; Пс.47,2-3), а значит понимание негасимого огня не должно быть буквальным. Иерусалим был сожжен огнем (4Цар.25,9), но этот огонь все-таки не горел вечно.
Точно так же Господь наказал огнем и землю Едома, который «не будет никогда гаснуть ни днем ни ночью; вечно будет восходить дым ее; будет от рода в род оставаться опустелою… филин и ворон поселятся в ней… и зарастут дворцы ее колючими растениями» (Ис.34,9-15). Из–за того, что в земле Едома будут обитать дикие животные, горящая и вечно дымящая смола должна также олицетворять неугасимый гнев Божий.
И еврейское и греческое «вечно, навсегда», строго говоря, означает «на век», т.е. на какой-то определенный срок (например, век = 100 годам). Иногда так определяется время существования какого-нибудь царства. Ис.32,14,15 иллюстрирует это: «Офель и башня навсегда будут служить… убежищем диких ослов… доколе не излиется на нас Дух свыше». Точно так же можно понимать и понятие «вечного огня».
Много раз гнев Божий, разгоравшийся за грехи Израиля, сравнивается с огнем: «Вот, изливается гнев Мой… и возгорится и не погаснет» (Иер.7,20; другие подобные места: Плач 4,11 и 4Цар.22,17).
Так же огонь ассоциируется с Божиим осуждением греха, особенно в пришествие Христово: «Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день» (Мал.4,1). Когда сжигается солома, или даже тело человеческое, то все превращается в прах. Невозможно жечь что-то вечно, а потому «вечный огонь» не может быть буквальным огнем вечных мучений. Так же нужно помнить, что и «ад» был также повержен в «озеро огненное» (Откр.20,14), а значит «ад» и «озеро огненное» не одно и то же. Просто здесь язык образов, символов, которым ярко выражается мысль о полном и окончательном уничтожении ада-могилы, ибо к концу тысячелетнего Царства смерти уже не будет.
Геенна
В Новом Завете одним их непереведенных слов осталось слово «геенна» (γέεννα). «Геенной» называлось место вблизи Иерусалима, куда выбрасывались и где сжигались городские отбросы. Подобными местами и ныне окружены многие города. Само слово «геенна» – арамейское, и представляет собой измененное еврейское название «Гебен-еннон» (долина сына Енномова – Нав.15,8). Само это место находилось вблизи Иерусалима и во времена Иисус Христа превратилось в городскую свалку, где сжигались не только городские отбросы, но и отбросы общества, трупы казненных преступников. Так что вечно дымящееся место, под названием «геенна», для жителей Иерусалима стало образом полного отвержения и уничтожения.
И опять-таки стоит заметить, что брошенные туда не горели вечно, а сгорая превращались в прах. «Бог наш есть огонь поядающий» (Евр.12,29). В судный день Он попалит гневом Своим всех грешников, сожжет их насмерть, до конца, превратив их в прах, а не оставит жить, хотя и в вечном пламени. Кстати, Геенна уже однажды наполнялась грешными телами народа Божия, когда Он осудил их на плен Вавилонский (Иер.7,32,33).
Словом «геенна» Господь Иисус Христос мудро объединил ветхозаветные представления об этом месте с современным Ему образами. Он очень часто говорил, что отверженные Им на суде в пришествие Его, пойдут «в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает, и огонь не угасает» (Мк.9,43,44). Слово «геенна» должна была вызывать у слушающих Учителя ассоциации с полной и окончательной гибелью, с вечным отвержением от лица Божия, с палящим гневом Его против грешников, приговаривающим их к вечной смерти.
Глава 1: Бог
Введение | Существование Бога | Личность Бога | Имя и характер Бога | Ангелы | Отступление "Бог есть Дух", Использование Божьего Имени, Проявление Бога) | Вопросы
Глава 2: Божий Дух
Определение | Богодухновенность | Дары святого Духа | Изъятие даров | Библия – единственный авторитет | Отступление Святой Дух – это личность?, Принцип олицетворения, Кальвинизм, "И получите дар Святого Духа", "Уверовавших же будут сопровождать сии знамения") | Вопросы
Глава 3: Обетования Бога
Введение | Обетования в Эдеме | Обетование Ною | Обетование Аврааму | Обетования Давиду | Отступление: Разрушение небес и земли, Притязания "Британского Израилизма") | Вопросы
Глава 4: Бог и смерть
Природа человека | Душа | Дух человека | Смерть есть бессознательное состояние | Воскресение | Суд | Место вознаграждения: небо или земля? | Ответственность перед Богом | Ад | Отступление: Чистилище, Духи и перевоплощение, Природа нашего Воскресения, "Вознесение" | Вопросы
Глава 5: Божие Царство
Определение Царства | Сейчас Царство не установлено | Царство Божие в прошлом | Царство Божие в будущем | Тысячелетнее Царство Христа | Отступление: Буквальность Царства, Краткие сведения об истории Израиля | Вопросы
Глава 6: Бог и грех
Бог и грех | Дьявол и сатана | Бесы (демоны) | Отступление: Колдовство (знахарство), Что произошло в Эдеме?, Люцифер, Искушение Иисуса, "Война на Небе") | Вопросы
Глава 7: Происхождение Иисуса
Пророчества Ветхого Завета от Иисуса | Рождение от непорочной Девы | Место Христа в Божьем плане | "В начале было Слово" | Отступление: Исторический Иисус, "Я сошел с Небес", Создал ли Иисус землю?, "Прежде нежели был Авраам, Я есмь…", Мелхиседек | Вопросы
Глава 8: Природа Иисуса
Введение | Различия между Богом и Иисусом | Природа Иисуса | Человечность Иисуса | Родство Бога с Иисусом | Отступление: "Будучи образом Божиим" | Вопросы
Глава 9: Дела Иисуса
Победа Иисуса | Кровь Иисуса | Жертвоприношение | Иисус как наш представитель | Иисус и Закон Моисея | Суббота | Отступление: Распятие, Действительно ли Иисус родился 25 декабря) | Вопросы
Глава 10: Крещение в Иисусе
Жизненно-важная необходимость крещения | Обряд крещения | Значение крещения | Крещение и спасение | Отступление: Повторное крещение, Необходимый уровень знаний до принятия крещения, Разбойник на кресте, Примерный обряд крещения | Вопросы
Глава 11: Жизнь во Христе
Введение | Святость | Применение силы | Политика | Мирские радости | Изучение Библии | Молитва | Проповедование | Экклесиальная жизнь | Преломление хлеба | Супружество | Общение | Вопросы