Приложение 7:

«…и получите дар Святаго Духа» (Деян.2,38)

Такими словами Петр закончил свое обращение к толпе с призывом покаяться и креститься. Упоминание здесь дара Духа Святого, как видно из текста, связано с получением Апостолами дара говорения языками и исполнением пророчества Иоиля (Деян.2,16-20), а это значит, что Петр обещал этот дар только слушающим его Иудеям (Деян.2,5). Пророчество Иоиля относится исключительно к Иудеям (язычников среди слушающих Петра не было). Подтверждение этому находим в словах Петра: «Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим» (Деян.2,39), - подразумевая, что обещание Духа через Иоиля было дано Иудеям и детям их (Деян.2,17 ср. с Иоил.2,28-32). Также очень может быть, что Петр имел в виду, что дары Святого Духа будут даны только двум поколениям - слушающим его и их детям.
Мы уже упоминали, что к концу первого столетия (примерно через 70 лет после речи Петра) дары иссякли, что также подтверждается и историческими фактами. Впрочем, во время жизни тех двух поколений духовные дары были доступны и язычникам, «…всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Деян.2,39). Обратите внимание на то, что в Еф.2,14-17 «дальними» называются язычники.
И все-таки, несмотря на это, есть серьезное основание считать, что то, о чем написано в Деян.2 было лишь частичным исполнением пророчества из Иоил.2. Главное исполнение – впереди, когда в Израиль вторгнется губительное полчище (Иоил.2,20), когда он покается и будет счастливо жить под крылом у Бога (2,27). «И будет после того, излию от Духа Моего…» (2,28). И не раньше, чем произойдут все эти события. Так-что то, что произошло в день Пятидесятницы было только образом, тенью будущего.
Обещание получить дар Святого Духа после крещения в некотором смысле относится и к нынешнему времени. Есть только один Дух, который может быть явлен различными путями (1Кор.12,4-7; Еф.4,4). В первом столетии он являлся через дары, сегодня, поскольку они были изъяты, есть веские основания думать, что он является каким-то иным путем. «Дар Святого Духа» вполне может означать и то, что этим «даром» является сам «Святой Дух», а точнее то, о чем Он говорит – о даре прощения и спасения, обетованных нам Богом через вдохновенное Его Духом слово. Таких словосочетаний, которые можно понять двойственно, изобилие. Например, «возрастая в познании Бога», можно понять, как возрастание в познании познаний Божиих, или же возрастание в познании Его Самого (Кол.1,10). Или же «любовь Божия» и «любовь Христова» (1Ин.4,9; 3,17; 2Кор.5,14) может означать Их любовь к нам, а так же и нашу любовь к Ним. «Слово Божие» может означать, слово о Боге, либо же Его слово. То же самое можно сказать и о «даре Духа Святого» – он может быть либо самим даром, либо Самим Духом Святым.

Спасение – дар Святого Духа?
В Рим.5,16 и 6,23 о нашем спасении говорится, как о даре, что заставляет сопоставить это с «даром» Духа в Деян.2,28. Похоже, что в Деян.2,39 цитируется Иоил.2,32 - и там, и там речь идет ни о чем ином, как о спасении, что и было даром Святого Духа. Упоминание Петром «дальних» соотносится также и с Ис.57,19: «Мир (с Богом через прощение) дальнему». В Еф.2,8 о спасении также говорится, как о даре, «потому чтоимеем доступ к Отцу, в одном (даре) Духе» (2,18). Видно, что Еф.2,13-17 также связано с Ис.57,19: «А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир… (Который) благовествовал мир вам, дальним». Ис.30,1 обвиняет Иудеев в том, что они ищут своего спасения не по Духу Божиему, а по собственным «совещаниям», тем самым прилагая «грех ко греху». В Ис.44,3 говорится об излиянии спасения «на жаждущее и потоки на иссохшее (Духовно – Ис.53,2); излию Дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих». Благословением потомков Авраама является Христос, их Спаситель (Деян.3,25,26), что в данном случае сравнимо с Духовным излиянием на Иудеев. И разве не о том же самом говорится в Иоил.2 и Деян.2? В Гал.3,14 сказано, что «благословение (спасение) Авраама чрез Иисуса Христа распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою». В 1Кор.6,11 говорится о нашем омытии, о нашем очищении от грехов «Духом Бога нашего». Это ли не «благодать… примирение… (и) Дух» (Рим.1,5; 5,11; 8,15)? Да и само слово «благодать» состоит из двух слов, «блага» и «дать», что равносильно (хорошему, доброму, благому) «дару» Духа примирения и усыновления. Не будет преувеличением сказать о том, что очень много ветхозаветных мыслей и понятий перешло в Новый Завет. Особенно это касается Посланий, которые в первую очередь были адресованы Иудейскому читателю. Много, много раз, что в Пятикнижие, что в книге Иисуса Навина, говорится об обетовании Богом земли Израилю. Слова «земля» и «владеть» в них встречаются почти в каждой главе. По Новому же Завету вместо земли людям обетовано спасение от грехов их (Мф.1,21), которое, начавшись две тысячи лет назад, полностью будет явлено только в будущем.
В Гал.3,2,5,8-11 дар Духа сравнивается с благословением, оправданием и спасением Авраама. Таким образом «обещанный Дух» (Гал.3,14) тесно связан с обетованиями Аврааму.
Петр, перед получением дара, предлагал Иудеям покаяться, а покаяние – вещь очень личностная, а потому есть веская причина считать, что дар Духа был ответом на молитву покаяния. Просимые в молитве «блага» (Мф.7,11) то же самое, что (дар) «Духа Святого» (Лк.11,13). Дух и молитва объединяются в Флп.1,19. Дух, который Он дал нам, был дан за соблюдение Его заповедей (1Ин.3,24), Он был ответом на наши молитвы (ст.22). Итак, наша дерзость основана на том, что Бог слышит наши молитвы (1Ин.5,14), а также на том, что мы получили Духа (1Ин.3,21,24; 4,13).
Греческое слово χάρις («харис», от которого происходит «харизма») часто переводится, как «благодать», что, как мы уже заметили, связано с Духовным даром.
«Но мы веруем, что благодатию (даром) Господа Иисуса Христа спасемся» (Деян.15,11). Однако «благодать» (или же «благоволение») часто дается в ответ на молитву (например, Исх.33,12; 34,9; Числ.32,5; Пс.83,12; 2Кор.12,9; Евр.4,16; Иак.4,6 ср. со ст.3). В Зах.12,10 говорится об излиянии на Иудеев в последний день Духа «благодати и умиления ». И это подтверждает наше предположение, что молитва (мольба) дает дар Духа спасения, как покаявшимся Иудеям первого столетия, так и живущим в последние дни. Как говорит Павел: «Ибо дары и призвание Божие непреложны» (Рим.11,29).

Утешитель
Под таким же углом можно взглянуть и на обетование Утешителя, о котором говорится в Ин.14 и 16, и которое было ознаменовано для учеников Христовых в первом столетии чудесами и силами, а нам, так сказать,  в более обыденной форме. Дары должны были научить учеников всему и напомнить им все, что Иисус Христос говорил им (Ин.14,26), и в первую очередь помочь составить Евангелие. Уже одно то, что Утешитель давался ученикам Христовым, чтобы «напомнить» им то, что они видели и слышали, сильно ограничиваете этот дар лишь теми, кто жил рядом с Христом, видел Его и слышал Его. Только им Утешитель мог что-то напомнить из учения Христова. Все, что сказано об Утешителе, очень подходит к обещанию даровать возможности для совершения Библии в целом. И именно поэтому можно заключить, что это и другие обещания Духовных даров были исполнены в первом столетии, а к нам перешли и явлены в виде Духа, исходящего со страниц Слова Божиего, т.е. Библии.
Конечно, и в прошлом Божий Дух исходил от написанного, однако тогда он исходил «отчасти», был не полон в сравнении с тем «совершенным» Словом Божиим, что мы имеем сегодня (1Кор.13,9-13). А если наша Библия «совершенна», то очевидно, что нет больше нужды в каких бы то ни было дополнительных откровениях. Признание «Книги Мормонов», или чего-нибудь ей подобного, означало бы, что Библия, усовершенствованная Новым Заветом, не почитается нами за «совершенное». А она совершенна, что, кстати, и подтверждается отсутствием Духовных даров сегодня. Если мы во всей полноте, во всем совершенстве, принимаем откровения Божии, то мы принимаем всё, как Ветхий так и Новый Заветы, ибо только так человек Божий может стать «совершен», как совершен Бог, явленный нам в Слове Своем.

  Не совсем удачный перевод. «Умиление» = «умолять, моление» (см. 2Пар.6,21; Иов 40,22; Пс.27,2).

 

Часть 1: "Благовествующая о Царствии Божьем"


Глава 1: Бог
Введение | Существование Бога | Личность Бога | Имя и характер Бога | Ангелы | Отступление "Бог есть Дух", Использование Божьего Имени, Проявление Бога) | Вопросы
Глава 2: Божий Дух
Определение | Богодухновенность | Дары святого Духа | Изъятие даров | Библия – единственный авторитет | Отступление Святой Дух – это личность?, Принцип олицетворения, Кальвинизм, "И получите дар Святого Духа", "Уверовавших же будут сопровождать сии знамения") | Вопросы
Глава 3: Обетования Бога
Введение | Обетования в Эдеме | Обетование Ною | Обетование Аврааму | Обетования Давиду | Отступление: Разрушение небес и земли, Притязания "Британского Израилизма") | Вопросы
Глава 4: Бог и смерть
Природа человека | Душа | Дух человека | Смерть есть бессознательное состояние | Воскресение | Суд | Место вознаграждения: небо или земля? | Ответственность перед Богом | Ад | Отступление: Чистилище, Духи и перевоплощение, Природа нашего Воскресения, "Вознесение" | Вопросы
Глава 5: Божие Царство
Определение Царства | Сейчас Царство не установлено | Царство Божие в прошлом | Царство Божие в будущем | Тысячелетнее Царство Христа | Отступление: Буквальность Царства, Краткие сведения об истории Израиля | Вопросы
Глава 6: Бог и грех
Бог и грех | Дьявол и сатана | Бесы (демоны) | Отступление: Колдовство (знахарство), Что произошло в Эдеме?, Люцифер, Искушение Иисуса, "Война на Небе") | Вопросы

Часть 2: "Благовествующая…о имени Иисуса Христа" (Деяния 8:12)

Глава 7: Происхождение Иисуса
Пророчества Ветхого Завета от Иисуса | Рождение от непорочной Девы | Место Христа в Божьем плане | "В начале было Слово" | Отступление: Исторический Иисус, "Я сошел с Небес", Создал ли Иисус землю?, "Прежде нежели был Авраам, Я есмь…", Мелхиседек | Вопросы
Глава 8: Природа Иисуса
Введение | Различия между Богом и Иисусом | Природа Иисуса | Человечность Иисуса | Родство Бога с Иисусом | Отступление: "Будучи образом Божиим" | Вопросы
Глава 9: Дела Иисуса
Победа Иисуса | Кровь Иисуса | Жертвоприношение | Иисус как наш представитель | Иисус и Закон Моисея | Суббота | Отступление: Распятие, Действительно ли Иисус родился 25 декабря) | Вопросы
Глава 10: Крещение в Иисусе
Жизненно-важная необходимость крещения | Обряд крещения | Значение крещения | Крещение и спасение | Отступление: Повторное крещение, Необходимый уровень знаний до принятия крещения, Разбойник на кресте, Примерный обряд крещения | Вопросы
Глава 11: Жизнь во Христе
Введение | Святость | Применение силы | Политика | Мирские радости | Изучение Библии | Молитва | Проповедование | Экклесиальная жизнь | Преломление хлеба | Супружество | Общение | Вопросы

индекс