Для некоторых, возможно, будет трудно принять персонификацию диавола, потому что о диаволе очень многое сказано в Библии, как о личности. Впрочем, интересно заметить, что никого не смущает прием «персонификации», когда речь идет в Библии о таких неживых понятиях, как премудрость, богатство, грех или церковь. Когда же речь заходит о диаволе или сатане, как тут же вокруг них возникают фантастические предположения. Вот несколько примеров, поясняющих предмет разговора.
Персонификация премудрости
«Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, - потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота, она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею» (Пр.3,13-15).
«Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его» (Пр.9,1).
Эти стихи, являясь составной частью глав, говорящих о премудрости, описывают ее, как женщину, но никому и в голову не приходит говорить о ней, как о настоящей живой, странствующей по земле, женщине. Любому ясно, что здесь говорится об одном из самых драгоценных и желаемых для человека качеств.
Персонификация богатства
«Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф.6,24).
Здесь богатство уподобляется господину. Многие люди готовы отдать все за приобретение богатства, тем самым становясь рабами его. Иисус говорит, что это невозможная вещь, одновременно служить и Богу и этому господину. Сказано кратко и ясно – и никому в голову не приходит думать о богатстве, названным маммоной, как о живом человеке.
Персонификация греха
«Всякий, делающий грех, раб греха» (Ин.8,34). «…грех царствовал к смерти» (Рим.5,21). «Неужели вы не знаете, что кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности» (Рим.6,16)?
Как в случае с богатством, так и здесь грех олицетворяется господином, а все грешники – его рабам. Ни один здравомыслящий читатель не станет доказывать, что Павел здесь утверждает, что грех – это личность.
Персонификация Духа
«Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину, ибо не от Себя говорить будет…» (Ин.16,13).
Здесь Иисус говорит Своим ученикам, что они получат силу Духа Святого, что и исполнилось в день Пятидесятницы, как о том написано в Деян.2,3-4: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго», что предоставило им удивительные возможности для доказательств, что их власть творить и говорить была только от Бога. «Святой Дух» не был личностью. Он был силой Божией, и именно так Иисус и говорил о Нем.
Персонификация смерти
«Конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть» (Откр.6,8).
Персонификация народа Израильского
«Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена, дева Израилева, снова будешь украшаться тимпанами твоими и выходить в хороводе веселящихся» (Иер.31,4). «Слышу Ефрема плачущего, «Ты наказал меня, - и я наказан, как телец неукротимый; обрати меня, - и обращусь, ибо Ты – Господь Бог мой» (Иер.31,18).
Эти места вырваны из текста, из которого явствует, что пророк не говорит здесь о какой-то настоящей деве или же о человеке по имени Ефрем. Здесь используется все тот же прием персонификации. Примерно так же, как о США говорится, как о «дядюшке Сэме», а о России, как о «медведе».
Персонификация верующих в Христа
«Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4,13). «Одно тело» (Еф.4,4). «И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1Кор.12,27). «Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф.5,23). «И Он же есть глава тела Церкви… ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь» (Кол.1,18,24). «Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2Кор.11,2). «Наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя» (Откр.19,7).
Ясно, что во всех этих стихах говорится о сообществе истинно верующих во Христа, иногда называемых «Церковью» (что не нужно путать с современным понятием, которое вкладывается в это слово нынешними «Христианами», которые очень и очень давно перестали быть истинными верующими во Христа).
Истинные верующие, т.е. те, кто верит и придерживается истинного учения Библии, названы «чистою девою», что является намеком на чистоту жизни, которую они должны вести. Они – «Церковь», «тело» – очень убедительный образ, ибо как тело человеческое, состоящее из различных членов, выполняет самые различные функции, так и члены тела/церкви имеют самые различные способности. Когда о Церкви говорится, как о «теле», никто не скажет, что здесь идет речь о личности. Возможно сегодня не было бы никаких заблуждений и в отношении диавола/сатаны , если бы эти слова при переводе были правильно переведены, или же если бы заблуждение, пропитавшее Христианство, не тянулось, переходя из поколения в поколение .
"Внутреннюю борьбу, которую испытывает человек, наши мудрецы часто изображают в виде диалога его с другим, олицетворяющим его внутренний голос. Так, мидраш рассказывает, что по дороге к тому месту, где Авраам должен принести своего сына в жертву Всевышнему, его встречает Сатан в образе старца и задает ему все те вопросы, которые не давали покоя сердцу Авраама в течение всех трех долгих дней пути. Например, "Сына, который дан тебе в столетнем возрасте, ты идешь зарезать"? Или, "А сели Он пошлет тебя еще более тяжелое испытание, ты его сможешь выдержать"? И, наконец, самый пронзительный, "А ведь назавтра Он обвинит тебя в том, что ты пролил кровь собственного сына"? Здесь тоже этот диалог на самом деле происходит в сердце Авраама, а разговор Авраама с Сатаном в образе старца - метафора, характерная для мидраша" (Проф. Нехема Лейбович. "Новые Исследования Книги Брейшит в свете классических комментариев",стр.334-335).
Глава 1: Бог
Введение | Существование Бога | Личность Бога | Имя и характер Бога | Ангелы | Отступление "Бог есть Дух", Использование Божьего Имени, Проявление Бога) | Вопросы
Глава 2: Божий Дух
Определение | Богодухновенность | Дары святого Духа | Изъятие даров | Библия – единственный авторитет | Отступление Святой Дух – это личность?, Принцип олицетворения, Кальвинизм, "И получите дар Святого Духа", "Уверовавших же будут сопровождать сии знамения") | Вопросы
Глава 3: Обетования Бога
Введение | Обетования в Эдеме | Обетование Ною | Обетование Аврааму | Обетования Давиду | Отступление: Разрушение небес и земли, Притязания "Британского Израилизма") | Вопросы
Глава 4: Бог и смерть
Природа человека | Душа | Дух человека | Смерть есть бессознательное состояние | Воскресение | Суд | Место вознаграждения: небо или земля? | Ответственность перед Богом | Ад | Отступление: Чистилище, Духи и перевоплощение, Природа нашего Воскресения, "Вознесение" | Вопросы
Глава 5: Божие Царство
Определение Царства | Сейчас Царство не установлено | Царство Божие в прошлом | Царство Божие в будущем | Тысячелетнее Царство Христа | Отступление: Буквальность Царства, Краткие сведения об истории Израиля | Вопросы
Глава 6: Бог и грех
Бог и грех | Дьявол и сатана | Бесы (демоны) | Отступление: Колдовство (знахарство), Что произошло в Эдеме?, Люцифер, Искушение Иисуса, "Война на Небе") | Вопросы
Глава 7: Происхождение Иисуса
Пророчества Ветхого Завета от Иисуса | Рождение от непорочной Девы | Место Христа в Божьем плане | "В начале было Слово" | Отступление: Исторический Иисус, "Я сошел с Небес", Создал ли Иисус землю?, "Прежде нежели был Авраам, Я есмь…", Мелхиседек | Вопросы
Глава 8: Природа Иисуса
Введение | Различия между Богом и Иисусом | Природа Иисуса | Человечность Иисуса | Родство Бога с Иисусом | Отступление: "Будучи образом Божиим" | Вопросы
Глава 9: Дела Иисуса
Победа Иисуса | Кровь Иисуса | Жертвоприношение | Иисус как наш представитель | Иисус и Закон Моисея | Суббота | Отступление: Распятие, Действительно ли Иисус родился 25 декабря) | Вопросы
Глава 10: Крещение в Иисусе
Жизненно-важная необходимость крещения | Обряд крещения | Значение крещения | Крещение и спасение | Отступление: Повторное крещение, Необходимый уровень знаний до принятия крещения, Разбойник на кресте, Примерный обряд крещения | Вопросы
Глава 11: Жизнь во Христе
Введение | Святость | Применение силы | Политика | Мирские радости | Изучение Библии | Молитва | Проповедование | Экклесиальная жизнь | Преломление хлеба | Супружество | Общение | Вопросы