Приложение 19: Денница (греч. Люцифер)

Исаия 14, ст.12-14: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему».

Популярное толкование: «Люцифер», денница был когда-то ангелом, согрешившим во времена Адама, а потому он и упал с неба на землю, где и причиняет всяческие неприятности людям Божиим.

Комментарии

  1. В этой главе не встречаются слова: «сатана», «диавол», «ангел». Это единственное место во всех Писаниях, где встречается слово «денница» (греч. «Люцифер»).
  2. Нет никаких доказательств того, что 14-я глава книги пророка Исаии описывает события, происшедшие в Едеме. Если все же описывает, то почему более чем через 3000 лет?
  3. О Люцифере написано, что он покрыт червями (ст.11) и то, что он человек (ст.16), не имеющий больше сил после того, как  упал с неба (ст.5-8), а значит нет никаких веских причин думать, что он и ныне имеет какую-то власть на земле.
  4. Почему он наказан за то, что говорил, «взойду на небо», если он уже был там?
  5. Люцифер истлевает в преисподней (в могиле): «В преисподнюю низвержена гордыня твоя… и черви – покров твой» (ст.11). Люцифер не может быть ангелом, потому что Ангелы не могут умереть (Лк.20,35-36). Все здесь говорит о том, что речь здесь идет о человеке.
  6. Стихи 13 и 14 сильно напоминают 2Фес.2,3-4, где говорится о «человеке греха». Здесь же история о другом человеке – о «деннице/Люцифере».

Краткое толкование

  1. В оригинале слово «пророчество» в главах с 13 по 23 означает «бремя» (в Современном переводе – «печальное пророчество»), наложенное на различные народы, такие как Вавилон, Тир и Египет. В Ис.14,4 мы читаем: «Ты произнесешь победную песнь (= насмешливую речь) на царя Вавилонского…». А потому это пророчество, это «бремя», эта победная песнь о человеке, о царе Вавилонском, названном (в песне!) «денницею/Люцифером». О его конце сказано: «Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: тот ли это человек, который колебал землю…» (ст.16)? О деннице/Люцифере здесь совершенно ясно говорится, как о человеке.
  2. Потому что он, всего лишь человек, все вожди, все цари земные «будут говорить о (нем): и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам» (ст.9-10)! Денница/Люцифер был таким же царем, как и они.
  3. В ст.20 говорится о том, что денница/Люцифер «убил народ свой», в ст.22 дается пояснение, о каком народе идет речь – о Вавилонском.
  4. Помните, что это «победная песнь на царя Вавилонского» (ст.4). «Денница/Люцифер» (два слова, одно церковнославянское, другое греческое) означает «утренняя звезда» – самая яркая из звезд. В песне эта «звезда» гордо решает взойти «на небо, выше звезд Божиих» вознести престол свой (ст.13). За это она падает на землю. Звезда – образ царя Вавилонского. В книге Даниила, в 4-й главе рассказывается о том, с какой гордостью царь Вавилонский, Навуходоносор, обозревал свое, созданное его трудами, царство, искренне полагая, что он всего достиг своими собственными усилиями. «Величие твое возросло и достигло до небес» (ст.19). Однако, потому что в своих успехах он не придавал Богу никакого значения, «отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него – как у птицы» (ст.30). Разве такое событие, когда могущественнейшего человека в мире, смиряют до степени полудурка не заслуживает, чтобы о нем сложили песню, сравнивая его падение со звездой? Да и вообще, звезды в писаниях являются образами сильных мира сего, например, в Быт.37,9; Ис.13,10 (князей Вавилонских); Иез.32,7 (князей Египта); Дан.8,10 ср. со ст.24. Сравнение же восхождения до небес и падения оттуда, также часто встречается в Библии, описывая падение после вознесения гордыни. Например, Иов 20,6; Иер.51,53; Плач 2,1; Мф.11,23.
  5. В ст.17 денница/Люцифер обвиняется в том, что он «вселенную сделал пустынею и разрушил города ее, пленников своих не отпускал домой», а это точное описание военных предприятий Вавилона, когда за Вавилонским войском оставались выжженные земли, разрушенные города и множество пленных, которым уже никогда не было суждено вновь увидеть свою родину. К тому же в стихах 18 и 19 говорится, что Люциферу отказано в чести быть похороненным, как подобает царям. Так что речь тут идет явно о человеке.
  6. В ст.12 о нем говорится, что он «разбился о землю». Еврейское слово, переведенное здесь, как «разбился», в большинстве остальных мест переводится, как «срубать, подсекать», что связывает его с Дан.4,5-12, где Навуходоносор и Вавилон сравниваются с деревом.
  7. Вавилон часто в пророчествах заменяется Ассирией и наоборот. Например, говоря о царе Вавилонском, пророк вдруг в ст.25 говорит: «Чтобы сокрушить Ассура…» Пророчество о Вавилоне в Ис.47 повторяется в Наум 3,5,4,18 и Соф.2,13,15, но уже как об Ассирии. Во 2Пар33,11 говорится, что Манассию отвел в плен в Вавилон военачальники царя Ассирийского. В Ам.5,27 сказано, что Израиль был переселен за Дамаск (т.е. в Ассирию), однако Стефан, цитируя это место, говорит, «далее Вавилона» (Деян.7,43). В Ездр.6,1 пишется о том, как Дарий, царь Вавилонский, издает указ о восстановлении храма. В Ездр.6,22 написано о том, как радовались Иудеи, потому что «Господь обратил к ним сердце царя Ассирийского». Пророчество в Ис.14, впрочем как и другие, также может быть пророчеством и о нашествии Ассирии, Сеннахерима во дни Езекии. А потому в ст.25 упоминается Ассур. Если вспомнить богохульство Ассириян, осаждавших Иерусалим, то становится совершенно понятными слова ст.13. Возможно то же самое, но чуть раньше, хотел сделать Феглафелласар (2Пар.28,20, 21). Ис.14,13: «А говорил в сердце своем: взойду на небо (образ храма и ковчега – 3Цар.8,30; 2Пар.30,27; Пс.19,3,7; 10,4; Евр.7,26)… сяду на горе в сонме богов (на горе Сионе, в храме среди «святых»), на краю севера (Иерусалима – Пс.47,2,3)».

 

Часть 1: "Благовествующая о Царствии Божьем"


Глава 1: Бог
Введение | Существование Бога | Личность Бога | Имя и характер Бога | Ангелы | Отступление "Бог есть Дух", Использование Божьего Имени, Проявление Бога) | Вопросы
Глава 2: Божий Дух
Определение | Богодухновенность | Дары святого Духа | Изъятие даров | Библия – единственный авторитет | Отступление Святой Дух – это личность?, Принцип олицетворения, Кальвинизм, "И получите дар Святого Духа", "Уверовавших же будут сопровождать сии знамения") | Вопросы
Глава 3: Обетования Бога
Введение | Обетования в Эдеме | Обетование Ною | Обетование Аврааму | Обетования Давиду | Отступление: Разрушение небес и земли, Притязания "Британского Израилизма") | Вопросы
Глава 4: Бог и смерть
Природа человека | Душа | Дух человека | Смерть есть бессознательное состояние | Воскресение | Суд | Место вознаграждения: небо или земля? | Ответственность перед Богом | Ад | Отступление: Чистилище, Духи и перевоплощение, Природа нашего Воскресения, "Вознесение" | Вопросы
Глава 5: Божие Царство
Определение Царства | Сейчас Царство не установлено | Царство Божие в прошлом | Царство Божие в будущем | Тысячелетнее Царство Христа | Отступление: Буквальность Царства, Краткие сведения об истории Израиля | Вопросы
Глава 6: Бог и грех
Бог и грех | Дьявол и сатана | Бесы (демоны) | Отступление: Колдовство (знахарство), Что произошло в Эдеме?, Люцифер, Искушение Иисуса, "Война на Небе") | Вопросы

Часть 2: "Благовествующая…о имени Иисуса Христа" (Деяния 8:12)

Глава 7: Происхождение Иисуса
Пророчества Ветхого Завета от Иисуса | Рождение от непорочной Девы | Место Христа в Божьем плане | "В начале было Слово" | Отступление: Исторический Иисус, "Я сошел с Небес", Создал ли Иисус землю?, "Прежде нежели был Авраам, Я есмь…", Мелхиседек | Вопросы
Глава 8: Природа Иисуса
Введение | Различия между Богом и Иисусом | Природа Иисуса | Человечность Иисуса | Родство Бога с Иисусом | Отступление: "Будучи образом Божиим" | Вопросы
Глава 9: Дела Иисуса
Победа Иисуса | Кровь Иисуса | Жертвоприношение | Иисус как наш представитель | Иисус и Закон Моисея | Суббота | Отступление: Распятие, Действительно ли Иисус родился 25 декабря) | Вопросы
Глава 10: Крещение в Иисусе
Жизненно-важная необходимость крещения | Обряд крещения | Значение крещения | Крещение и спасение | Отступление: Повторное крещение, Необходимый уровень знаний до принятия крещения, Разбойник на кресте, Примерный обряд крещения | Вопросы
Глава 11: Жизнь во Христе
Введение | Святость | Применение силы | Политика | Мирские радости | Изучение Библии | Молитва | Проповедование | Экклесиальная жизнь | Преломление хлеба | Супружество | Общение | Вопросы

индекс