Приложение 6: Кальвинизм
Несколько столетий назад Кальвин ввел учение о предопределении, по которому наше желание, наша воля ничуть не влияет на наше спасение, ибо нам «на роду написано» и предопределено либо спасение, либо гибель. Из этой мысли вытекают и следующие, популярные в современном мире идеи:
- нет никакого смысла утруждать себя чтением и изучением Библии, раз уж ничего нельзя изменить;
- есть такое создание, как диавол, который заставляет нас грешить, привнося всякие трудности в нашу жизнь без всякого нашего соучастия в этом (подробнее об этом – в Занятии 6);
- не нужно просить Бога о помощи, например, о помощи в пути, ибо все заранее предопределено;
- без воздействия на нас Святого Духа понимание Библии невозможно.
Однако на все это есть ряд серьезных, с точки зрения Библии, возражений.
- Подобные представления сводят на нет все, что говорится о повиновении Богу. В Библии нам постоянно говорится, что мы должны хранить Божии заповеди. В зависимости же от того, храним мы их или нет, мы становимся угодными, или же не угодными Богу. Заповеди становятся бесполезными, если Бог понуждает нас к повиновению. Христос спасает только «послушных Ему» (Евр.5,9).
- В 11-й главе Послания к Евреям говорится, что влияние Бога на нашу жизнь и зависимость нашего спасения прямопропорциональны нашей вере. Многие примеры молитв Богу о помощи в трудные минуты жизни становятся ерундой, если заранее предопределено все то, что должно случиться. То же самое можно сказать и о спасении, зависящим от веры в Христа – оно становится бессмыслицей, если уже заранее известно, поверит человек, или нет.
- Необходимость для спасения крещения (Мк.16,16; Ин.3,3-5), также отрицается Кальвинистами. Однако спасение стало возможным лишь благодаря Христу (2Тим.1,10), а не благодаря какому-то там предопределению. Только через крещение и в крещении мы можем полностью соединить себя с Ним. В Рим.6,15-17 говорится об изменении наших господ в результате крещения, после которого мы перестаем быть рабами греха и становимся рабами повиновения, становимся «от сердца… послушны тому образу учения, которому предали себя». Здесь явно имеется в виду свобода выбора, сделанная «от сердца» в пользу благовестия.
- Если наши судьбы предрешены, то в словах Божиих, обращенных к нам, нет никакого смысла. Нет смысла и в благовествовании. Впрочем в Библии достаточно сказано как раз о противоположном - о важности слова «спасения» (Деян.13,26).
- Мы будем судимы по делам нашим (Откр.22,12). Почему, если выбор того что мы делаем не влияет на наше спасение? Павел говорит, что Иудеи осудили сами себя, отвергнув слово Божие, тем самым сделав себя «недостойными вечной жизни» (Деян.13,46). Бог не уберег их от самоосуждения. Если мы говорим, что Бог предопределил кого-то к спасению, а кого-то к погибели, то мы тем самым утверждаем, что Бог одних людей побуждает ко греху, а других к праведности. Из-за греха Адама «смерть перешла во всех человеков» (Рим.5,12). Люди умирают из-за греха (Рим.6,23), а не потому что Бог сделал их грешными… еще до Адамова греха.
- В 1Кор.10 и многих других местах, в качестве предупреждения, даются примеры из прошлого, рассказывающие о потере Бога тех, кто когда-то имел с Ним отношения. Уже одно то, что от благодати можно отпасть (Гал.5,4), означает неправильность фундаментального утверждения Кальвинистов, «если спасен – значит спасен». Мы можем спастись, если только постоянно занимаемся истинным учением (1Тим.4,16).
- Так же и Иисус ясно давал понять, что понимание слова Божия зависит почти исключительно от желания самого человека - «читающий да разумеет» (Мф.24,15). Нам советуется «разуметь» прочитанное. Оно не вкладывается в нас свыше. И здесь аналогия со словами, которые так часто повторял Иисус, «кто имеет уши… да слышит», т.е. «разумеет». Слышание приравнивается к чтению слова Божия. А потому что Дух Божий проявил Себя в такой полноте и силе в Его слове, да так, что Иисус мог назвать эти слова Духом (Ин.6,63), то любое влияние Духа на человека, кроме влияния Его со страниц Библии, представляется излишним.
«Да» = «пусть». Несет в себе смысл попущения, разрешения.
Часть 1: "Благовествующая о Царствии Божьем"
Глава 1: Бог
Введение | Существование Бога | Личность Бога | Имя и характер Бога | Ангелы | Отступление "Бог есть Дух", Использование Божьего Имени, Проявление Бога) | Вопросы
Глава 2: Божий Дух
Определение | Богодухновенность | Дары святого Духа | Изъятие даров | Библия – единственный авторитет | Отступление Святой Дух – это личность?, Принцип олицетворения, Кальвинизм, "И получите дар Святого Духа", "Уверовавших же будут сопровождать сии знамения") | Вопросы
Глава 3: Обетования Бога
Введение | Обетования в Эдеме | Обетование Ною | Обетование Аврааму | Обетования Давиду | Отступление: Разрушение небес и земли, Притязания "Британского Израилизма") | Вопросы
Глава 4: Бог и смерть
Природа человека | Душа | Дух человека | Смерть есть бессознательное состояние | Воскресение | Суд | Место вознаграждения: небо или земля? | Ответственность перед Богом | Ад | Отступление: Чистилище, Духи и перевоплощение, Природа нашего Воскресения, "Вознесение" | Вопросы
Глава 5: Божие Царство
Определение Царства | Сейчас Царство не установлено | Царство Божие в прошлом | Царство Божие в будущем | Тысячелетнее Царство Христа | Отступление: Буквальность Царства, Краткие сведения об истории Израиля | Вопросы
Глава 6: Бог и грех
Бог и грех | Дьявол и сатана | Бесы (демоны) | Отступление: Колдовство (знахарство), Что произошло в Эдеме?, Люцифер, Искушение Иисуса, "Война на Небе") | Вопросы
Часть 2: "Благовествующая…о имени Иисуса Христа" (Деяния 8:12)
Глава 7: Происхождение Иисуса
Пророчества Ветхого Завета от Иисуса | Рождение от непорочной Девы | Место Христа в Божьем плане | "В начале было Слово" | Отступление: Исторический Иисус, "Я сошел с Небес", Создал ли Иисус землю?, "Прежде нежели был Авраам, Я есмь…", Мелхиседек | Вопросы
Глава 8: Природа Иисуса
Введение | Различия между Богом и Иисусом | Природа Иисуса | Человечность Иисуса | Родство Бога с Иисусом | Отступление: "Будучи образом Божиим" | Вопросы
Глава 9: Дела Иисуса
Победа Иисуса | Кровь Иисуса | Жертвоприношение | Иисус как наш представитель | Иисус и Закон Моисея | Суббота | Отступление: Распятие, Действительно ли Иисус родился 25 декабря) | Вопросы
Глава 10: Крещение в Иисусе
Жизненно-важная необходимость крещения | Обряд крещения | Значение крещения | Крещение и спасение | Отступление: Повторное крещение, Необходимый уровень знаний до принятия крещения, Разбойник на кресте, Примерный обряд крещения | Вопросы
Глава 11: Жизнь во Христе
Введение | Святость | Применение силы | Политика | Мирские радости | Изучение Библии | Молитва | Проповедование | Экклесиальная жизнь | Преломление хлеба | Супружество | Общение | Вопросы
индекс