Все, что написано о зачатии и рождении Иисуса Христа, не позволяет думать, что Он уже существовал до Своего рождения. Верующим в Троицу нужно прилагать немало усилий, чтобы представить себе, как одна из трех Ипостасей, обитавших на небесах, каким-то образом проникает во чрево Марии, становится зародышем, оставляя на это время двух других Ипостасей. Мы уже заметили, что любое существование, о котором говорится в Писаниях, происходит только в физической, в телесной форме. А потому вера в «предвечное» существование Иисуса Христа и воплощение в Марии, не имеет Библейских оснований. Все, что написано о начале Его жизни, не дает никаких оснований думать, что Он до этого присутствовал на небесах. И отсутствие доказательств этого является «недостающим звеном» в учении Троицы.
Ангел Гавриил явился пред Марией со словами: «И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю (ибо она была девой)? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк.1,31-35).
Дважды подчеркивается, что Иисус будет Сыном Божиим. Очевидно, что Сына Божия не было в природе до Его рождения. И опять-таки, стоит обратить внимание на то, что это было сказано в будущем времени. Если бы Иисус уже существовал на момент встречи Ангела с Марией, то Он уже был бы велик. Иисус был «потомком» Давида (Откр.22,16), а греческое γένος («генос», «потомок») происходит от слова «родственник».
Иисус Христос
Благодаря Святому Духу (Божиему дыханию/силе) Мария смогла зачать Иисуса без мужа, а потому Иосиф не был настоящим отцом Его. Надо четко сознавать, что Дух Святой не Личность, не Ипостась (см. Занятие 2), а потому и Иисус Христос стал Сыном Божиим, а не Сыном Святого Духа. Дух Святой, «сила Всевышнего», осенила Марию, посему и рождаемое нареклось Сыном Божиим (Лк.1,35). Слово «посему» говорит о следствии, о зависимости одного от другого – без Духа Святого не было бы и Сына.
Так же и то, что Иисус был «зачат» в чреве Марии (Лк.1,31) говорит о том, что Его не было в природе до Его рождения. Если мы «зачинаем» мысль, то она «зачинается» внутри нас. Также и Иисус был зачат во чреве Марии и прошел все стадии развития, как любой другой человеческий младенец. В самом, может быть, популярном стихе из всей Библии (Ин.3,16) говорится, что Сын Божий - Единородный у Него. Миллионы и миллионы людей наизусть повторяя этот стих, не дают себе труда задуматься над тем, а что же он значит. Если Иисус был Единородным, значит, Он родился, и родился так, как о том написано в Библии – от Марии. Если Он родился от Отца, то совершенно ясно, что Отец старше Его, хотя бы потому, что Он Отец, и не имеет начала (Пс.89,3). А потому Иисус Христос не может быть совечным Богу Отцу (более подробно об этом в Занятие 8).
Важно, что Иисус Христос был «рожден» Богом, а не сотворен, как Адам, ибо это поясняет Его близость к Своему Отцу: «Бог во Христе примирил с Собою мир» (2Кор.5,19). То, что Он был рожден, а не сотворен Богом из праха земного, также объясняет Его естественное стремление идти по путям Отчим.
В Ис.49,5,6 записано пророчество об Иисусе Христе, исполненное Им (Ин.8,12). Здесь о Нем говорится, как об образовавшемся от чрева рабе Божием. И в этом смысле, Он «образован» Богом во чреве Марии Своей силой, Духом Святым. Совершенно очевидно, что чрево Марии послужило источником происхождения Иисуса.
В Занятии 7.1 мы заметили, что Пс.21 прорекает о мыслях Иисуса Христа на кресте. В ст.10,11 Иисус вспоминает: «Но Ты извел меня из чрева… от чрева матери моей ты – Бог мой». Перед Своей смертью, Иисус вспоминал о Своем рождении, о матери Своей, Марии и об Отце – Боге. Да одно то, что Мария является «матерью» Иисуса, разрушает всякие предположения о существовании Христа до Его рождения. Ибо Мария была самой обыкновенной женщиной, рожденной от самых обыкновенных родителей, что подтверждается тем, что у нее была родственница, родившая самого обыкновенного человека, Иоанна Крестителя (Лк.1,36). Если бы Мария не была обыкновенной женщиной, как о том учат ортодоксальные религии, Иисус не мог бы обладать двойным естеством и называться Сыном Человеческим и Сыном Божиим. Однако, «Сын Человеческий» – словосочетание часто встречающееся в Новом Завете. Он был Сыном Человеческим, потому что Его мать обладала исключительно человеческим естеством, и Сыном Божиим, потому что Его Отцом, через Духа Святого, стал Сам Бог. Вся стройность и мудрость природы нашего Спасителя уничижается, при условии, если Мария не была рядовой женщиной.
«Кто родится чистым от нечистого? Ни один… что такое человек, чтоб ему быть чистым, и чтобы рожденному женщиною быть праведным?… и как быть чистым рожденному женщиною» (Иов 14,4; 15,14; 25,4)? Эти места очень многое говорят о «непорочности» как Марии, так и Иисуса.
Мария также была рождена «женщиною», родителями у нее были самые обыкновенные люди, а потому и имела их человеческую нечистую природу, которую и передала Иисусу, ибо и Он «родился от жены» (Гал.4,4). И еще раз подчеркивается, что Он «родился », а не воплотился. Буквально: Он «был» от жены, и «был» под законом.
В Евангелиях часто упоминается человеческая сущность Марии. Иисус Христос по крайней мере трижды упрекал ее за недостаток духовности (Лк.2,49; Ин.2,4), ибо она не понимала всего того, что Он говорил (Лк.2,50). И это как раз так, как и должно было бы быть, когда у простой человеческой матери растет Сын, Отец у Которого Бог, а значит Он намного, намного духовнее ее, хотя и рожден ею и имеет то же естество, что и она.
После рождения Иисуса Иосиф познал Марию (Мф.1,25), а потому нет никаких веских причин считать, что их брак чем-то отличался от всех остальных человеческих бракосочетаний. У Марии после ее Первенца были еще дети, о чем намекается в Мф.12,46,47. Ортодоксальное учение о том, что Мария так и осталась Девою до своего вознесения на небо не имеет никакой Библейской основы. Как простой человек, Мария со временем состарилась, умерла и была похоронена, как и все прочие люди, ибо, как написано в Ин.3,13, «никто не восходил на небо». И то, что у Иисуса Христа было человеческое естество (см. Евр.2,14-18; Рим.8,3) означает, что и Его мать обладала тем же, человеческим естеством, потому что у Отца Его было естество другого рода.
Глава 1: Бог
Введение | Существование Бога | Личность Бога | Имя и характер Бога | Ангелы | Отступление "Бог есть Дух", Использование Божьего Имени, Проявление Бога) | Вопросы
Глава 2: Божий Дух
Определение | Богодухновенность | Дары святого Духа | Изъятие даров | Библия – единственный авторитет | Отступление Святой Дух – это личность?, Принцип олицетворения, Кальвинизм, "И получите дар Святого Духа", "Уверовавших же будут сопровождать сии знамения") | Вопросы
Глава 3: Обетования Бога
Введение | Обетования в Эдеме | Обетование Ною | Обетование Аврааму | Обетования Давиду | Отступление: Разрушение небес и земли, Притязания "Британского Израилизма") | Вопросы
Глава 4: Бог и смерть
Природа человека | Душа | Дух человека | Смерть есть бессознательное состояние | Воскресение | Суд | Место вознаграждения: небо или земля? | Ответственность перед Богом | Ад | Отступление: Чистилище, Духи и перевоплощение, Природа нашего Воскресения, "Вознесение" | Вопросы
Глава 5: Божие Царство
Определение Царства | Сейчас Царство не установлено | Царство Божие в прошлом | Царство Божие в будущем | Тысячелетнее Царство Христа | Отступление: Буквальность Царства, Краткие сведения об истории Израиля | Вопросы
Глава 6: Бог и грех
Бог и грех | Дьявол и сатана | Бесы (демоны) | Отступление: Колдовство (знахарство), Что произошло в Эдеме?, Люцифер, Искушение Иисуса, "Война на Небе") | Вопросы
Глава 7: Происхождение Иисуса
Пророчества Ветхого Завета от Иисуса | Рождение от непорочной Девы | Место Христа в Божьем плане | "В начале было Слово" | Отступление: Исторический Иисус, "Я сошел с Небес", Создал ли Иисус землю?, "Прежде нежели был Авраам, Я есмь…", Мелхиседек | Вопросы
Глава 8: Природа Иисуса
Введение | Различия между Богом и Иисусом | Природа Иисуса | Человечность Иисуса | Родство Бога с Иисусом | Отступление: "Будучи образом Божиим" | Вопросы
Глава 9: Дела Иисуса
Победа Иисуса | Кровь Иисуса | Жертвоприношение | Иисус как наш представитель | Иисус и Закон Моисея | Суббота | Отступление: Распятие, Действительно ли Иисус родился 25 декабря) | Вопросы
Глава 10: Крещение в Иисусе
Жизненно-важная необходимость крещения | Обряд крещения | Значение крещения | Крещение и спасение | Отступление: Повторное крещение, Необходимый уровень знаний до принятия крещения, Разбойник на кресте, Примерный обряд крещения | Вопросы
Глава 11: Жизнь во Христе
Введение | Святость | Применение силы | Политика | Мирские радости | Изучение Библии | Молитва | Проповедование | Экклесиальная жизнь | Преломление хлеба | Супружество | Общение | Вопросы