Многие «Христиане», как и верующие других религий, верят в существование чудовища, называемого диаволом, или сатаной, чудовища повинного во всех мировых и наших личных бедах, побуждающего нас грешить. Библия же ясно говорит о всесильности одного лишь Бога. В Занятии 1.4 мы уже видели, что Ангелы грешить не могут. Если мы по-настоящему верим в это, то верить в существование во вселенной какого-то могущественного противника Бога, просто невозможно. Если мы верим, что некто такой все-таки существует, то мы подвергаем сомнению всемогущество Бога-Вседержителя. А это уже вопрос той важности, от которого напрямую зависит само спасение. В Евр.2,14 говорится, что Иисус Христос смертью Своею «лишил силы » диавола, а потому пока мы не поймем, что на самом деле из себя представляет Библейский диавол, мы не сможем понять, что же такое сделал Иисус.
Во всем мире, и особенно в «Христианском», принято считать, что все хорошее в этой жизни происходит от Бога, ну, а все плохое от сатаны/диавола. И это не ново, ибо эта мысль не ограничивается только так называемым Христианством. Например, вавилоняне верили в существование двух богов, одного – бога добра и света, другого – бога зла и тьмы, которые оба активно участвовали в людских делах. Кир, великий Персидский царь, верил в то же самое, а потому Господь Бог сказал ему: «Я – Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня… Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» (Ис.45,5-7,22). От Бога происходит мир и бедствие, а иначе – зло. В этом (но только в этом!) смысле, Он – творец «зла». И в этом смысле есть разница между «злом» и грехом, который является целиком и полностью человеческой принадлежностью, ибо он и вошел-то в мир по вине исключительно человеческой (Рим.5,12).
Бог сказал Киру и всем вавилонянам, что «нет иного… Бога кроме Меня». Еврейское слово «эль», переведенное здесь как «Бог», в основном означает, «могущество», или же «источник силы». Здесь Бог говорит, что в природе нет другого источника силы, кроме Него. Вот почему настоящие верующие не могут принять мысль о существование каких-то иных, кроме Бога, могущественных существ, типа диавола, или же бесов.
Бог – Творец бедствий
Библия изобилует местами, в которых говорится как Бог приносит людям «зло». В Ам.3,6 сказано, что нет такого зла в городе, которого не делал бы Бог. Например, если землетрясение разрушает город, то большинство скажет, что это дело рук диавола. Настоящий же верующий знает, от Кого пришло это несчастье. Так в Мих.1,12 говорится, что «сошло бедствие от Господа к воротам Иерусалима». В книге праведника Иова можно прочитать о том, как он потерял буквально все, что только у него было в этой жизни. И книга говорит, что такое происходит в независимости от того, живет ли человек набожной жизнью, или нет. Иов знал это, а потому говорил: «Господь дал, Господь и взял» (Иов 1,21). Он не говорил, что Господь дал, а сатана взял. Упрекая свою жену, он произнес: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать» (Иов 2,10)? В заключении всех страданий, когда к Иову пришли его друзья и родственники, они «утешали его за все зло, которое Господь навел на него» (Иов 42,11 ср. с 19,21; 8,4). Таким образом получается, что Бог является источником всего «зла», попуская его в наши жизни.
«Ибо Господь, кого любит, того наказывает… если вы терпите наказание… после…(оно) доставляет мирный плод праведности» (Евр.12,6-11). Испытания, приходящие к нам от Бога, в конце концов, помогают нам расти духовно. И если бы существовал диавол, который побуждал бы нас к греху и неправедности, принося в нашу жизнь всякие горести и беды, то тогда он бы помогал приносить нам «мирный плод праведности», а не Господь, как о том написано. Здесь никак не вяжется ортодоксальное понятие о диаволе. Не вяжется оно и тогда, когда человека отдают сатане, «чтобы дух был спасен», или же «чтобы они научились не богохульствовать» (1Кор.5,5; 1Тим.1,20). Интересно получается, сатана, который по идее должен приносить людям одно только зло, здесь описывается как благодетель. А ответ прост. Противник - «сатана» - это трудности жизни, преодолевая которые верующий развивается духовно.
Если мы знаем, что всякие беды, случающиеся с нами, происходят от Бога, тогда мы можем обратиться к Нему с молитвой, чтобы Он сделал что-нибудь, например, удалил бы их. Если они остаются, то мы знаем, что они остаются для нашего же духовного блага. Если же мы верим, что всякие несчастья происходят от диавола, или сатаны, то что тогда нам делать? Надеяться на удачу, мол, сегодня он достал меня, а завтра отстанет? Тогда неприятности, болезнь, смерть или же другие беды нам придется сносить молча, целиком и полностью отдавшись в руки могучего, грешного, падшего ангела. Однако напротив, нам дается чудное утешение, что все, происходящее вокруг нас, находится во власти Божией, что вокруг нас «все содействует ко благу» нашему (Рим.8,28). В жизни настоящего верующего нет такого понятия, как «удача».
Происхождение греха
Особо надо подчеркнуть, что грех исходит от нас самих. Грех – это наш, человеческий недостаток. Конечно, было бы приятно думать, что в наших грехах виноват кто-то другой. Тогда, греша, мы могли бы обвинять в этом этого другого, например, того же диавола. И эта мысль совершенно не нова, ибо известны многие случаи, когда виновный в каком-либо серьезном злодеянии, просил помилования лишь потому, что он, по его словам, был во время преступления во власти, всего лишь орудием, диавола/сатаны. Однако, такую защиту (и это абсолютно справедливо) никогда и никто не воспринимал серьезно, и отвечать приходилось самому преступнику, а не какому-то там сатане.
Надо всегда помнить, что «возмездие за грех смерть» (Рим.6,23). Грех ведет к смерти. Если не мы виноваты в том, что мы грешим, а диавол, то справедливому и милостивому Богу нужно было бы наказывать его, а не нас. Однако, наказываемся мы, а это говорит о том, что в грехах виновными являемся все же мы. Поместить диавола, побуждающего нас к греху где-то вне, а не внутри нас, является всего лишь естественным скрытым желанием переложить свою вину на кого-то другого. И здесь еще один пример того, как человек отказывается принимать то, что сказано о его естестве в Библии. А в ней сказано «против шерсти», о полной и совершенной греховности естества человеческого:
«Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его… ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяние, любодеяния, убийства… гордость, безумств.. Все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк.7,15-23).
Мысль о том, что нечто грешное входит в нас извне и заставляет нас грешить, в корне противоречит словам Самого Иисуса Христа. Ибо Он говорит, что извнутрь, из сердца человеческого исходит все это зло. Вот почему, после потопа Бог произнес: «Помышление сердца человеческого – зло от юности его» (Быт.8,21). В Иак.1,14 говорится о нашем искушении: «Каждый (и здесь нет исключения) искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью». Т.е. опять-таки искушение исходит извнутрь нас. «Откуда у вас вражды и распри? – спрашивает Иаков, и сам же отвечает, - не отсюда ли от вожделений ваших» (Иак.4,1)? У каждого из нас есть свои «слабости», которыми мы искушаемся, а потому они и рождаются внутри нас, ибо они – наша собственность. А потому истинно изречение, что злейшим врагом человека являемся он сам.
В Послании к Римлянам много говорится о грехе, его происхождении и преодолении его. И что интересно, в размышлениях Апостола Павла о грехе Вы не встретите упоминание диавола, или же сатаны. К тому же: «диавол» – понятие целиком новозаветное . Если бы существовало такое могущественное существо, понуждающее нас к греху, не должно ли бы о нем говориться и в Ветхом Завете? Однако в нем очень веское и «громкое» молчание на этот счет. История времен судей или же исхода Израиля через пустыню полна рассказов о грехах Израиля. Однако Бог ни разу не предупредил Израильтян о наличии какого-либо могущественного существа, побуждающего их грешить. Наоборот, Он призывал их обращаться к Его слову, чтобы не спотыкаться на своих собственных путях плотских желаний (напр., Вт.27,9,10; Нав.22,5).
Павел жаловался: «Не живет во мне, то есть, в плоти моей, доброе… доброго, которого хочу, не делаю… делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим.7,18-21). Он не обвиняет в своих грехах кого-то вне себя, под названием диавол. Источником всего злого он называет себя: «Не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое». Т.е. то, что противится духовному Апостол называет живущим в нем грехом. Впрочем, любой способный трезво мыслить человек, заглянув в себя, придет к тем же самым выводам, что и Павел.
Кстати, стоит заметить, что даже у такого Христианина, как Павел, после его обращения к Христу не произошли никакие физические изменения и он не был обособлен от греха, что не мешает современным «евангелистам» утверждать, что они находятся в привилегированном в этом смысле положении, тем самым (на деле!) помещая Павла (из-за его Рим.7,15-21) в группу далеких от спасения. Так же и Давид, не самый последний из праведников, говорил: «Я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать мой» (Пс.50,7), - что, опять-таки, создает «евангелистам» дополнительные трудности.
Библия же о природе, естестве человеческом заявляет совершенно однозначно, как естестве греховном. Если признать это за истину, тогда пропадает необходимость выискивать кого-то виновного в наших грехах вне себя. В Иер.17,9 сказано, что сердце человеческое лукаво (= зло) более всего, а потому мы даже не можем представить себе насколько мы грешны. Так же и Иисус Христос в Мк.7,11 прибивает к позорному столбу естество человеческое. Еккл.9,3 чеканит: «Сердце сынов человеческих исполнено зла». В Еф.4,18 дается причины, по которой человеческое естество отчуждено от Бога – «их невежество и ожесточение сердца их». Нас разделяет с Богом наше духовное невежество и ожесточение, т.е. наши помыслы, сам способ нашего мышления. В Гал.5,19 о наших грехах говорится, как о «делах плоти». Сама плоть, наши инстинкты заставляют нас грешить. Ни в одном из этих мест вина наших грехов не перекладывается на диавола. Греховные наклонности свойственны нам от рождения. Это – одна из составляющих человеческого естества.
Глава 1: Бог
Введение | Существование Бога | Личность Бога | Имя и характер Бога | Ангелы | Отступление "Бог есть Дух", Использование Божьего Имени, Проявление Бога) | Вопросы
Глава 2: Божий Дух
Определение | Богодухновенность | Дары святого Духа | Изъятие даров | Библия – единственный авторитет | Отступление Святой Дух – это личность?, Принцип олицетворения, Кальвинизм, "И получите дар Святого Духа", "Уверовавших же будут сопровождать сии знамения") | Вопросы
Глава 3: Обетования Бога
Введение | Обетования в Эдеме | Обетование Ною | Обетование Аврааму | Обетования Давиду | Отступление: Разрушение небес и земли, Притязания "Британского Израилизма") | Вопросы
Глава 4: Бог и смерть
Природа человека | Душа | Дух человека | Смерть есть бессознательное состояние | Воскресение | Суд | Место вознаграждения: небо или земля? | Ответственность перед Богом | Ад | Отступление: Чистилище, Духи и перевоплощение, Природа нашего Воскресения, "Вознесение" | Вопросы
Глава 5: Божие Царство
Определение Царства | Сейчас Царство не установлено | Царство Божие в прошлом | Царство Божие в будущем | Тысячелетнее Царство Христа | Отступление: Буквальность Царства, Краткие сведения об истории Израиля | Вопросы
Глава 6: Бог и грех
Бог и грех | Дьявол и сатана | Бесы (демоны) | Отступление: Колдовство (знахарство), Что произошло в Эдеме?, Люцифер, Искушение Иисуса, "Война на Небе") | Вопросы
Глава 7: Происхождение Иисуса
Пророчества Ветхого Завета от Иисуса | Рождение от непорочной Девы | Место Христа в Божьем плане | "В начале было Слово" | Отступление: Исторический Иисус, "Я сошел с Небес", Создал ли Иисус землю?, "Прежде нежели был Авраам, Я есмь…", Мелхиседек | Вопросы
Глава 8: Природа Иисуса
Введение | Различия между Богом и Иисусом | Природа Иисуса | Человечность Иисуса | Родство Бога с Иисусом | Отступление: "Будучи образом Божиим" | Вопросы
Глава 9: Дела Иисуса
Победа Иисуса | Кровь Иисуса | Жертвоприношение | Иисус как наш представитель | Иисус и Закон Моисея | Суббота | Отступление: Распятие, Действительно ли Иисус родился 25 декабря) | Вопросы
Глава 10: Крещение в Иисусе
Жизненно-важная необходимость крещения | Обряд крещения | Значение крещения | Крещение и спасение | Отступление: Повторное крещение, Необходимый уровень знаний до принятия крещения, Разбойник на кресте, Примерный обряд крещения | Вопросы
Глава 11: Жизнь во Христе
Введение | Святость | Применение силы | Политика | Мирские радости | Изучение Библии | Молитва | Проповедование | Экклесиальная жизнь | Преломление хлеба | Супружество | Общение | Вопросы