Бог не корректирует Свои цели, приноравливаясь к человеческой истории, в зависимости от условий. Им все было задумано с самого начала (Ин.1,1). А значит о том, что у Него будет Сын, Он также знал с самого начала. А потому почти весь Ветхий Завет рассказывает о разных сторонах спасения человечества через Христа.
Часто мы берем образы пророчеств, подробности обетований и детали закона Моисеева для демонстрации намерений Бога во Христе. Этот мир был сотворен только благодаря предвидению Божию того, что в нем явится Сын Его, ибо только ради Иисуса Христа Бог позволил продолжаться человеческой истории (Евр.1,1,2 – «через» можно перевести, как «ради»). А потому почти все, что написано в Ветхом Завете, так или иначе, связано с Христом.
Все превосходящее значение Иисуса Христа для Бога нам невозможно не то что постичь, но даже представить, а потому не будет ошибкой сказать, что для Бога Христос существовал с самого начала, хотя и пришел в мир родившись от Марии. В Евр.1,4-7,13,14 особо подчеркивается то, что Христос не был Ангелом, даже более того, в Его земной, смертной жизни Он был ниже Ангелов (Евр.2,7), однако Он был превознесен в славе над ними потому, что Он Единородный Сын Божий (Ин.3,16). Мы уже говорили, что в Писании не упоминается иной вид существования, кроме как в телесной форме, а потому Христос не существовал до Своего рождения в форме «духа». В 1Пет.1,20 коротко, но ясно говорится, что Иисус Христос был предназначен «еще прежде создания мира, но» явился «в последние времена для вас».
Иисус Христос был ядром благовестия, «которое Бог прежде обещал чрез пророков Своих, в писаниях святых, о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых» (Рим.1,1-4).
Эти несколько слов вмещают в себя многое о Христе:
Предвидение Божие
Понять то, как Иисус Христос мог существовать до Своего рождения в мыслях и намерениях Божиих, помогает представление о предвидении Божием, представление о том, что Бог знает обо всем, что случится в будущем. Ибо Бог знает всё, что было, есть и будет, а потому Он может говорить о том, что еще не произошло так, как будто это уже случилось в прошлом, ибо это событие обязательно произойдет – таково Его предвидение, а потому Он называет «несуществующее, как существующее» (Рим.4,17). Поэтому Он может возвещать «от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось».Он говорит: «Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю» (Ис.46,10). Именно поэтому Он может говорить о мертвых так, как будто они живы и говорить о еще неродившихся так, как будто они уже живут.
«Совет» Божий прорекал об Иисусе Христе с самого начала, ибо Богу с самого начала было «угодно» Его рождение. А потому в определенное для этого Богом время Он и появился на свет, чтобы исполнить высказанный заранее совет Божий – по совершенному предопределению Божию. В Библии часто встречаются пророчества о будущем, написанные в прошедшем времени – признак того, что такое пророчество обязательно будет исполнено. Так Давид при закладывании храма, построение которого было лишь обещано Богом, сказал: «Вот дом Господа Бога» (2Пар.22,1), - так как будто он уже был построен. Такова была вера Давида, что он о будущем говорил в настоящем времени, как об уж исполненном. В писаниях можно найти множество примеров Божиего предвидения. Например, Бог был настолько уверен в исполнении Своих обетований, что говорил Аврааму со всей определенностью еще тогда, когда у него не было даже потомства, что сделает Авраама «отцом множества народов», и: «Потомству твоему даю Я землю сию» (Быт.15,18; Быт.17,5). Воистину Бог называет «несуществующее, как существующее».
Так и Сам Христос говорил еще во время Своего земного служения, что Бог «все дал в руку Его» (Ин.3,35), хотя этого на самом деле еще не произошло: «Все покорил под ноги Его (Христа)… ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено» (Евр.2,8).
Бог о Своем желании спасения через Иисуса Христа «возвестил устами бывших от века святых пророков Своих» (Лк.1,70). Эти люди были настолько близки к Богу, что о них говорится, что они были «от века» (т.е. от начала века), хотя это и не было так. Иеремия – типичный тому пример. Ему было сказано Богом: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иер.1,5). Бог знал все об Иеремии еще до его рождения. Также Он мог говорить и о Кире, царе Персидском - задолго до его рождения говоря о нем так, как будто Кир уже родился (Ис.45,1-5). Еще один пример, когда о человеке говорится еще до его рождения – Евр.7,9,10.
Точно так же, как говорится об Иеремии и пророках, говорится о настоящих верующих – как будто они всегда существовали, хотя всем очевидно, что это и не так. Бог спас нас и призвал нас «по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» (2Тим.1,9). Бог «избрал нас в Нем (во Христе) прежде создания мира… предопределив усыновить нас… по благоволению воли Своей» (Еф.1,4,5).
В обобщенной форме мысль, что Бог предузнал и предопределил с самого начала всех, предназначенных ко спасению, выражена в Рим.8,27 и 9,23.
А если так говорится о простых людях, то ничего удивительного, что об Иисусе Христе, Первенце Божиих целей, о начале и конце смысла всего Его творения, говорится так, как будто Он существовал с самого начала сотворения мира. Он был Агнцем, закланным «от создания мира» (Откр.13,8). Т.е. от самого создания мира Богом было задумано, что примерно через 4000 лет Он станет совершенной жертвой, Агнцем Божиим, на кресте (Ин.1,29; 1Кор.5,7). Как Христос был избран «прежде создания мира» (1Пет.1,20), так и верующие (Еф.1,4). Мы с трудом воспринимаем подобное лишь потому, что с трудом можем представить себе отношение Бога ко времени, а точнее – к безвременью. «Вера» – это способность смотреть на вещи глазами Божиими, вне ограничительных рамок времени.
Глава 1: Бог
Введение | Существование Бога | Личность Бога | Имя и характер Бога | Ангелы | Отступление "Бог есть Дух", Использование Божьего Имени, Проявление Бога) | Вопросы
Глава 2: Божий Дух
Определение | Богодухновенность | Дары святого Духа | Изъятие даров | Библия – единственный авторитет | Отступление Святой Дух – это личность?, Принцип олицетворения, Кальвинизм, "И получите дар Святого Духа", "Уверовавших же будут сопровождать сии знамения") | Вопросы
Глава 3: Обетования Бога
Введение | Обетования в Эдеме | Обетование Ною | Обетование Аврааму | Обетования Давиду | Отступление: Разрушение небес и земли, Притязания "Британского Израилизма") | Вопросы
Глава 4: Бог и смерть
Природа человека | Душа | Дух человека | Смерть есть бессознательное состояние | Воскресение | Суд | Место вознаграждения: небо или земля? | Ответственность перед Богом | Ад | Отступление: Чистилище, Духи и перевоплощение, Природа нашего Воскресения, "Вознесение" | Вопросы
Глава 5: Божие Царство
Определение Царства | Сейчас Царство не установлено | Царство Божие в прошлом | Царство Божие в будущем | Тысячелетнее Царство Христа | Отступление: Буквальность Царства, Краткие сведения об истории Израиля | Вопросы
Глава 6: Бог и грех
Бог и грех | Дьявол и сатана | Бесы (демоны) | Отступление: Колдовство (знахарство), Что произошло в Эдеме?, Люцифер, Искушение Иисуса, "Война на Небе") | Вопросы
Глава 7: Происхождение Иисуса
Пророчества Ветхого Завета от Иисуса | Рождение от непорочной Девы | Место Христа в Божьем плане | "В начале было Слово" | Отступление: Исторический Иисус, "Я сошел с Небес", Создал ли Иисус землю?, "Прежде нежели был Авраам, Я есмь…", Мелхиседек | Вопросы
Глава 8: Природа Иисуса
Введение | Различия между Богом и Иисусом | Природа Иисуса | Человечность Иисуса | Родство Бога с Иисусом | Отступление: "Будучи образом Божиим" | Вопросы
Глава 9: Дела Иисуса
Победа Иисуса | Кровь Иисуса | Жертвоприношение | Иисус как наш представитель | Иисус и Закон Моисея | Суббота | Отступление: Распятие, Действительно ли Иисус родился 25 декабря) | Вопросы
Глава 10: Крещение в Иисусе
Жизненно-важная необходимость крещения | Обряд крещения | Значение крещения | Крещение и спасение | Отступление: Повторное крещение, Необходимый уровень знаний до принятия крещения, Разбойник на кресте, Примерный обряд крещения | Вопросы
Глава 11: Жизнь во Христе
Введение | Святость | Применение силы | Политика | Мирские радости | Изучение Библии | Молитва | Проповедование | Экклесиальная жизнь | Преломление хлеба | Супружество | Общение | Вопросы